Иностранные граждане, прибывшие в безвизовом порядке

Срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток.

  • Срок продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу либо при продлении срока действия разрешения на работу
  • При выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.

Приказ «Об организации работы по представлению иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности, на срок, превышающий девяносто календарных дней, либо в целях осуществления трудовой деятельности, в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации медицинских документов, подтверждающих прохождение медицинского освидетельствования, предусмотренного пунктом 18 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Процедура приёма мед. документов для карты мигранта с биометрическими данными (зелёная карта):

  1. Медицинские документы подаются в ОВМ по месту пребывания, в уполномоченные центы МВД, паспортно-визовые центры или через Госуслуги.
  2. При приёме медицинских документов в ОВМ проверяется медицинское учреждение, выдавшее справки, проверяется паспорт и соответствие данных в паспорте и в справках. Необходим нотариально заверенный перевод паспорта.
  3. При приёме мед. документов сотрудник снимает с них копии и заверяет подписью, оригиналы возвращает. Выдаётся справка о приёме документов или об отказе.
  4. При подаче мед. документов через Госуслуги ответ должен быть на следующий день о приёме документов или отказе.
  5. Копии мед. документов хранятся в территориальном органе МВД РФ в течение 1 года с даты их приёма.

Управление по вопросам миграции информирует, Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.10.2022 г. № 749

«О внесении изменений в Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 22 ноября 2021 г. № 926» добавлен порядок продления временного пребывания на основании обучения.

Заявление подаётся по месту пребывания иностранного гражданина или по месту нахождения учебного заведения.

При продлении пребывания у кого патент и их несовершеннолетним детям требуется:

  • документ удостоверяющий личность (паспорт) и его копии (все страницы);
  • документы, удостоверяющие родственные отношения (свидетельство о рождении, документ об опеке или попечительстве, документы подтверждающие нахождения на иждивении) и их копии;
  • патент, а также документ, подтверждающий уплату налога (оплата за патент) и их копии;

Также, указан перечень документов для продления пребывания на основании обучения в РФ.

Информация об основных положениях Федерального закона от 8 августа 2024 г. No 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях повышения эффективности федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции)

1. Федеральный закон содержит ряд новелл, направленных на совершенствование законодательства в сфере миграции в области
контрольно-надзорной деятельности за пребыванием (проживанием) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства

2. I. Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. No 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусматривающие:

1. Сокращение разрешенного срока временного пребывания иностранных граждан до 90 суток в течение календарного года

2. Обязанность иностранных граждан в период пребывания (проживания) на территории Российской Федерации воздерживаться от деятельности, наносящей ущерб интересам Российской Федерации, соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.

3. Обязанность находящихся в Российской Федерации иностранных граждан, являющихся законными представителями иностранных граждан, не достигших возраста 18-ти лет, недееспособных или ограниченных в дееспособности иностранных граждан, достигших возраста 18-ти лет, обеспечивать законность пребывания (проживания) указанных граждан на
территории Российской Федерации, реализацию ими своих прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, включая получение основного общего образования, медицинской помощи, проживание в надлежащих жилищно-бытовых условиях.

4. Введение миграционного режима высылки – правовой режим,применяемый на основании Федерального закона в отношении иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в целях обеспечения их выезда из Российской Федерации или приобретения ими законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, предусматривающий установление в отношении таких лиц ограничений отдельных прав и свобод, применение мер федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.

Суть указанного режима заключается в ограничении возможности реализации незаконно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином отдельных прав, а также в существенном расширении.

1 Далее – «Федеральный закон».

2 Далее – «иностранные граждане».

3 Пункт 3 статьи 11 Федерального закона.

4 Пункт 2 статьи 11 Федерального закона.

5 Пункт 2 статьи 11 Федерального закона.

6 Пункты 1 и 4 статьи 11 Федерального закона. Далее – «меры контроля».

2 применяемых к нему мер контроля за местом его нахождения на территории Российской Федерации.
Федеральным законом устанавливаются права и обязанности лица, в отношении которого установлен режим высылки1.
Так, иностранный гражданин вправе:

— получать по своему запросу от территориального органа МВД России информацию, которая содержит основания применения режима высылки и предоставление которой не запрещено федеральными законами;

— знакомиться с принятыми в отношении него решениями о применении в рамках режима высылки мер контроля;

— обжаловать решения (действия (бездействие) должностных лиц органа внутренних дел, принятые (совершенные) в связи с применением режима высылки, и нарушающие права контролируемого лица, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу органа внутренних дел или в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При этом иностранный гражданин обязан:

— явиться в установленный срок к должностному лицу органа внутренних дел в случае вручения (направления) ему предписания о явке;

— своевременно исполнять требования, соблюдать установленные запреты и ограничения;

— информировать в установленном порядке, в том числе в электронной форме, ТО МВД России:

— о своем местонахождении, в том числе путем направления информации с фотографическим изображением с отметкой о геолокации, в случае невозможности личной явки в ТО МВД России;
— о возникновении обстоятельств, препятствующих своевременному самостоятельному выезду из Российской Федерации;

-о смене места пребывания без разрешения ТО МВД России в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы;

—  о дате, месте и маршруте планируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

В случае неоднократного (два и более раза) неисполнения контролируемым лицом указанных обязанностей, в отношении
контролируемого лица принимаются решения о депортации и о помещении в специальное учреждение ТО МВД России.

Лицо, в отношении которого введен режим высылки и подлежащее депортации или административному выдворению (за исключением лиц, в отношении которых принято решение о самостоятельном контролируемом выезде), помещается в специальное учреждение ТО МВД России без решения суда на срок до 48 часов. Продление данного срока будет возможно
только по решению суда, что позволит обеспечить судебный контроль за принятыми решениями и длительностью срока содержания контролируемого лица в специальном учреждении.

1 Пункт 4 статьи 11 Федерального закона.

2 Далее – «ТО МВД России».

3 Подпункт «б» пункта 10 статьи 11 Федерального закона.

5. Меры контроля, применяемые в рамках режима высылки.

В перечне таких мер наряду с уже применяемыми (проверка документов, удостоверяющих личность контролируемого лица, установление (идентификация) его личности; проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования) закрепляются новые:

— включение контролируемого лица в реестр контролируемых лиц, доступ к которому будет предоставляться заинтересованным государственным органам и иным пользователям;

— установление места нахождения иностранного гражданина, в том числе с применением технических средств (данных мобильных устройств и геолокации, платежных систем, средств распознавания лиц), а также наделение полномочием сотрудников органов внутренних дел на проникновение в помещения, территории, где должен или может находиться иностранец;

— проверка любых документов, представляемых в отношении контролируемого лица;

— согласование маршрута следования до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

— наблюдение за соблюдением контролируемым лицом установленных ограничений и вынесенных предписаний, за выполнением возложенных на контролируемое лицо обязанностей, совершаемыми контролируемым лицом действиями.

Режим высылки применяется к иностранному гражданину со дня внесения сведений о нем в реестр контролируемых лиц.
Информация о наличии (об отсутствии) сведений об иностранном гражданине в реестре будет размещаться на официальном сайте МВД России информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»3 и предоставляться без взимания платы.

Иностранный гражданин считается уведомленным о внесении сведений о нем в реестр или об исключении сведений о нем из такого реестра со дня их размещения на официальном сайте МВД России в сети «Интернет».

Федеральным законом установлен состав сведений об иностранном гражданине, подлежащих включению в реестр, а также исчерпывающие перечни оснований для включения и исключения сведений об иностранном гражданине
из реестра.

6. Права и обязанности должностных лиц органа внутренних дел при осуществлении контроля за нахождением в Российской Федерации контролируемого лица.

6.1. В частности, при проведении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в рамках применения режима высылки должностные лица органа внутренних дел имеют право:

— направлять запросы в государственные органы Российской Федерации, иностранных государств, органы публичной власти

1 Пункт 9 статьи 11 Федерального закона.

2 Далее – «реестр».

3 Далее – «сеть «Интернет».

4 Пункт 9 статьи 11 Федерального закона.

5 Пункт 9 статьи 11 Федерального закона.

Российской Федерации о предоставлении информации и документов, необходимых для осуществления контроля за контролируемым лицом, в том числе составляющих коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— требовать от контролируемого лица и получать от него документы и сведения, в том числе на электронных носителях, которые необходимы для осуществления контроля за контролируемым лицом;

— требовать от юридических лиц, организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, физических лиц, вступивших в правоотношения с контролируемым лицом или оказывающих ему услуги, в рамках которых должны соблюдаться требования, установленные Федеральным законом и должностным лицом ТО МВД России в отношении контролируемого лица в рамках применения режима высылки, представления копий документов и иной информации по
таким фактам;

— получать от организаций, в том числе от банков, небанковских кредитных (кредитно-финансовых) организаций и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о наличии и номерах банковских счетов контролируемого лица, а также документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по таким счетам, необходимые для осуществления контроля за контролируемым лицом, в том числе содержащие банковскую тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— получать доступ в жилые помещения и иные помещения, в которых пребывает (проживает) или фактически находится контролируемое лицо, при предъявлении служебного удостоверения;

— изымать у контролируемого лица документы или их копии с составлением акта изъятия в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

— использовать технические средства (в том числе аппаратуру, осуществляющую аудио- и видеозапись, фотосъемку) и информацию,
содержащуюся в государственных информационных системах и (или) базах данных государственных органов;

— осуществлять наблюдение непосредственно или опосредованно, в том числе с использованием технических средств, за контролируемым лицом, совершаемыми контролируемым лицом действиями, а также за деятельностью физических и юридических лиц, оказывающих контролируемому лицу содействие в пребывании (проживании) на территории Российской Федерации, с учетом положений пунктов 15 и 16 статьи 311 Федерального закона;

— использовать данные мобильных устройств и геолокации, платежных систем, работающих в автоматическом режиме специальных технических средств распознавания лиц;

— выносить предписания о явке контролируемого лица к уполномоченному должностному лицу органа внутренних дел;

5
осуществлять в пределах территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в котором контролируемое лицо проживает (пребывает), выезды в возможные места пребывания контролируемого лица и осмотр таких мест;
осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

6.2. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в рамках применения режима высылки должностные лица органа внутренних дел обязаны:

— соблюдать права и законные интересы контролируемого лица, не допускать причинение вреда контролируемому лицу и иным лицам неправомерными решениями и действиями (бездействием);

— использовать информацию, полученную при осуществлении контроля, в соответствии с законодательством Российской Федерации исключительно для выполнения возложенных на органы внутренних дел задач и функций;

— информировать контролируемое лицо о его правах и обязанностях;

— при применении мер федерального государственного контроля (надзора) в рамках применения режима высылки учитывать требования к их законности, обоснованности, достаточности и эффективности;

— исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

6.3. Должностные лица органа внутренних дел, имеющие специальные звания полиции, при проведении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в рамках применения режима высылки также исполняют обязанности и пользуются правами, предусмотренными  Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. No 3-ФЗ «О полиции»1.

7. Федеральным законом устанавливаются отдельные ограничения прав и свобод иностранных граждан2.

В качестве таких ограничений предусматриваются следующие запреты:

— изменять место жительства или место пребывания в Российской Федерации без разрешения органа внутренних дел;
выезжать за пределы территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в котором контролируемое лицо проживает (пребывает);

— приобретать или отчуждать недвижимое имущество, транспортные средства и самоходные машины, регистрировать в государственных органах данное имущество;

— заключать брак;

— учреждать юридическое лицо, регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя;

— открывать банковский счет и осуществлять иные банковские операции, за исключением переводов денежных средств в целях уплаты обязательных платежей, установленных законодательством Российской

1 Пункт 9 статьи 11 и статья 14 Федерального закона.
2 Пункт 9 статьи 11 Федерального закона.

6
Федерации, а также переводов денежных средств на счет контролируемого лица и выдачи наличных денежных средств контролируемому лицу в сумме не более 30 тысяч рублей в месяц.

Кроме того, Федеральным законом предусматриваются ограничение на пользование иностранным гражданином правом на управление транспортными средствами и отказ в допуске к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами, в выдаче (замене, обмене) российского национального или международного водительского удостоверения.

II. Федеральным законом вносится изменение в Федеральный закон от 18 июля 2006 г. No 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», которым предусматривается постановка временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина на учет по месту пребывания на срок, заявленный в
уведомлении о прибытии, но не более, чем на 1 год1.

III. Корреспондирующие положениям Федерального закона изменения вносятся в профильные законодательные акты Российской Федерации.

Справочно: изменения внесены в федеральные законы 2 декабря 1990 г. No 395-1 «О банках и банковской деятельности», от 19 мая 1995 г. No 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 10 декабря 1995 г. No 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 12 января 1996 г. No 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 15 августа 1996 г. No 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», от 26 сентября 1997 г. No 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», от 15 ноября 1997 г. No 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», от 8 августа 2001 г. No 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 7 февраля 2011 г. No 3-ФЗ «О полиции», от 13 июля 2015 г. No 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Семейный кодекс Российской Федерации2.


Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации