Миграционный учет

Иностранные граждане, прибывшие в безвизовом порядке

Срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток.

  • Срок продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу либо при продлении срока действия разрешения на работу
  • При выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.

Приказ «Об организации работы по представлению иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности, на срок, превышающий девяносто календарных дней, либо в целях осуществления трудовой деятельности, в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации медицинских документов, подтверждающих прохождение медицинского освидетельствования, предусмотренного пунктом 18 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Процедура приёма мед. документов для карты мигранта с биометрическими данными (зелёная карта):

  1. Медицинские документы подаются в ОВМ по месту пребывания, в уполномоченные центы МВД, паспортно-визовые центры или через Госуслуги.
  2. При приёме медицинских документов в ОВМ проверяется медицинское учреждение, выдавшее справки, проверяется паспорт и соответствие данных в паспорте и в справках. Необходим нотариально заверенный перевод паспорта.
  3. При приёме мед. документов сотрудник снимает с них копии и заверяет подписью, оригиналы возвращает. Выдаётся справка о приёме документов или об отказе.
  4. При подаче мед. документов через Госуслуги ответ должен быть на следующий день о приёме документов или отказе.
  5. Копии мед. документов хранятся в территориальном органе МВД РФ в течение 1 года с даты их приёма.

Управление по вопросам миграции информирует, Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.10.2022 г. № 749

«О внесении изменений в Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 22 ноября 2021 г. № 926» добавлен порядок продления временного пребывания на основании обучения.

Заявление подаётся по месту пребывания иностранного гражданина или по месту нахождения учебного заведения.

При продлении пребывания у кого патент и их несовершеннолетним детям требуется:

  • документ удостоверяющий личность (паспорт) и его копии (все страницы);
  • документы, удостоверяющие родственные отношения (свидетельство о рождении, документ об опеке или попечительстве, документы подтверждающие нахождения на иждивении) и их копии;
  • патент, а также документ, подтверждающий уплату налога (оплата за патент) и их копии;

Также, указан перечень документов для продления пребывания на основании обучения в РФ.

Информация
об основных положениях Федерального закона от 8 августа 2024 г. No 260ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» (в целях повышения эффективности федерального
государственного контроля (надзора) в сфере миграции)1
Федеральный закон содержит ряд новелл, направленных на
совершенствование законодательства в сфере миграции в области
контрольнонадзорной деятельности за пребыванием (проживанием) в
Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства2.
I. Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон
от 25 июля 2002 г. No 115ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации», предусматривающие:
1. Сокращение разрешенного срока временного пребывания
иностранных граждан до 90 суток в течение календарного года3.
2. Обязанность иностранных граждан в период пребывания
(проживания) на территории Российской Федерации воздерживаться от
деятельности, наносящей ущерб интересам Российской Федерации,
соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской
Федерации4.
3. Обязанность находящихся в Российской Федерации иностранных
граждан, являющихся законными представителями иностранных граждан,
не достигших возраста 18-ти лет, недееспособных или ограниченных в
дееспособности иностранных граждан, достигших возраста 18-ти лет,
обеспечивать законность пребывания (проживания) указанных граждан на
территории Российской Федерации, реализацию ими своих прав,
предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законодательством
Российской Федерации, включая получение основного общего образования,
медицинской помощи, проживание в надлежащих жилищнобытовых условиях5.
4. Введение миграционного режима высылки правовой режим,
применяемый на основании Федерального закона в отношении иностранных
граждан, находящихся в Российской Федерации, но не имеющих законных
оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в целях
обеспечения их выезда из Российской Федерации или приобретения ими законных
оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации,
предусматривающий установление в отношении таких лиц ограничений отдельных
прав и свобод, применение мер федерального государственного контроля (надзора)
в сфере миграции6.
Суть указанного режима заключается в ограничении возможности
реализации незаконно находящимся в Российской Федерации иностранным
гражданином отдельных прав, а также в существенном расширении
1 Далее – «Федеральный закон».
2 Далее – «иностранные граждане».
3 Пункт 3 статьи 11 Федерального закона.
4 Пункт 2 статьи 11 Федерального закона.
5 Пункт 2 статьи 11 Федерального закона.
6 Пункты 1 и 4 статьи 11 Федерального закона. Далее – «меры контроля».

2
применяемых к нему мер контроля за местом его нахождения на территории
Российской Федерации.
Федеральным законом устанавливаются права и обязанности лица, в
отношении которого установлен режим высылки1.
Так, иностранный гражданин вправе:
получать по своему запросу от территориального органа МВД России2
информацию, которая содержит основания применения режима высылки и
предоставление которой не запрещено федеральными законами;
знакомиться с принятыми в отношении него решениями о применении в
рамках режима высылки мер контроля;
обжаловать решения (действия (бездействие) должностных лиц органа
внутренних дел, принятые (совершенные) в связи с применением режима
высылки, и нарушающие права контролируемого лица, в вышестоящий орган,
вышестоящему должностному лицу органа внутренних дел или в суд в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
При этом иностранный гражданин обязан:
явиться в установленный срок к должностному лицу органа внутренних
дел в случае вручения (направления) ему предписания о явке;
своевременно исполнять требования, соблюдать установленные запреты
и ограничения;
информировать в установленном порядке, в том числе в электронной
форме, ТО МВД России:
о своем местонахождении, в том числе путем направления информации с
фотографическим изображением с отметкой о геолокации, в случае
невозможности личной явки в ТО МВД России;
о возникновении обстоятельств, препятствующих своевременному
самостоятельному выезду из Российской Федерации;
о смене места пребывания без разрешения ТО МВД России в случае
наступления обстоятельств непреодолимой силы;
о дате, месте и маршруте планируемого самостоятельного выезда
из Российской Федерации.
В случае неоднократного (два и более раза) неисполнения
контролируемым лицом указанных обязанностей, в отношении
контролируемого лица принимаются решения о депортации и о помещении в
специальное учреждение ТО МВД России.
Лицо, в отношении которого введен режим высылки и подлежащее
депортации или административному выдворению (за исключением лиц, в
отношении которых принято решение о самостоятельном контролируемом
выезде), помещается в специальное учреждение ТО МВД России без
решения суда на срок до 48 часов. Продление данного срока будет возможно
только по решению суда, что позволит обеспечить судебный контроль за
принятыми решениями и длительностью срока содержания контролируемого
лица в специальном учреждении3.
1 Пункт 4 статьи 11 Федерального закона.
2 Далее – «ТО МВД России».
3 Подпункт «б» пункта 10 статьи 11 Федерального закона.

3
5. Меры контроля, применяемые в рамках режима высылки1.
В перечне таких мер наряду с уже применяемыми (проверка документов,
удостоверяющих личность контролируемого лица, установление
(идентификация) его личности; проведение обязательной государственной
дактилоскопической регистрации и фотографирования) закрепляются новые:
включение контролируемого лица в реестр контролируемых лиц2,
доступ к которому будет предоставляться заинтересованным государственным
органам и иным пользователям;
установление места нахождения иностранного гражданина, в том
числе с применением технических средств (данных мобильных устройств и
геолокации, платежных систем, средств распознавания лиц), а также наделение
полномочием сотрудников органов внутренних дел на проникновение в
помещения, территории, где должен или может находиться иностранец;
проверка любых документов, представляемых в отношении
контролируемого лица;
согласование маршрута следования до пункта пропуска через
Государственную границу Российской Федерации;
наблюдение за соблюдением контролируемым лицом установленных
ограничений и вынесенных предписаний, за выполнением возложенных на
контролируемое лицо обязанностей, совершаемыми контролируемым лицом
действиями.
Режим высылки применяется к иностранному гражданину
со дня внесения сведений о нем в реестр контролируемых лиц.
Информация о наличии (об отсутствии) сведений об иностранном
гражданине в реестре будет размещаться на официальном сайте МВД России
информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»3 и предоставляться
без взимания платы.
Иностранный гражданин считается уведомленным о внесении
сведений о нем в реестр или об исключении сведений о нем из такого реестра со
дня их размещения на официальном сайте МВД России в сети «Интернет».
Федеральным законом установлен состав сведений об иностранном
гражданине, подлежащих включению в реестр, а также исчерпывающие перечни
оснований для включения и исключения сведений об иностранном гражданине
из реестра4.
6. Права и обязанности должностных лиц органа внутренних дел при
осуществлении контроля за нахождением в Российской Федерации
контролируемого лица5.
6.1. В частности, при проведении федерального государственного
контроля (надзора) в сфере миграции в рамках применения режима высылки
должностные лица органа внутренних дел имеют право:
направлять запросы в государственные органы
Российской Федерации, иностранных государств, органы публичной власти
1 Пункт 9 статьи 11 Федерального закона.
2 Далее – «реестр».
3 Далее – «сеть «Интернет».
4 Пункт 9 статьи 11 Федерального закона.
5 Пункт 9 статьи 11 Федерального закона.

4
Российской Федерации о предоставлении информации и документов,
необходимых для осуществления контроля за контролируемым лицом, в том
числе составляющих коммерческую, банковскую, налоговую и иную
охраняемую законом тайну в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
требовать от контролируемого лица и получать от него документы и
сведения, в том числе на электронных носителях, которые необходимы для
осуществления контроля за контролируемым лицом;
требовать от юридических лиц, организаций независимо
от их организационноправовой формы и формы собственности, физических
лиц, вступивших в правоотношения с контролируемым лицом
или оказывающих ему услуги, в рамках которых должны соблюдаться
требования, установленные Федеральным законом и должностным лицом
ТО МВД России в отношении контролируемого лица в рамках применения
режима высылки, представления копий документов и иной информации по
таким фактам;
получать от организаций, в том числе от банков, небанковских кредитных
(кредитнофинансовых) организаций и организаций, осуществляющих
отдельные виды банковских операций, документы
и сведения о наличии и номерах банковских счетов контролируемого лица,
а также документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по
таким счетам, необходимые для осуществления контроля
за контролируемым лицом, в том числе содержащие банковскую тайну,
в соответствии с законодательством Российской Федерации;
получать доступ в жилые помещения и иные помещения,
в которых пребывает (проживает) или фактически находится контролируемое
лицо, при предъявлении служебного удостоверения;
изымать у контролируемого лица документы или их копии
с составлением акта изъятия в случаях, установленных законодательством
Российской Федерации;
использовать технические средства том числе аппаратуру,
осуществляющую аудио и видеозапись, фотосъемку) и информацию,
содержащуюся в государственных информационных системах и (или) базах
данных государственных органов;
осуществлять наблюдение непосредственно или опосредованно,
в том числе с использованием технических средств, за контролируемым
лицом, совершаемыми контролируемым лицом действиями, а также
за деятельностью физических и юридических лиц, оказывающих
контролируемому лицу содействие в пребывании (проживании)
на территории Российской Федерации, с учетом положений пунктов 15
и 16 статьи 311 Федерального закона;
использовать данные мобильных устройств и геолокации, платежных
систем, работающих в автоматическом режиме специальных технических
средств распознавания лиц;
выносить предписания о явке контролируемого лица
к уполномоченному должностному лицу органа внутренних дел;

5
осуществлять в пределах территории субъекта Российской Федерации,
муниципального образования, в котором контролируемое лицо проживает
(пребывает), выезды в возможные места пребывания контролируемого лица
и осмотр таких мест;
осуществлять иные права, предусмотренные законодательством
Российской Федерации.
6.2. При осуществлении федерального государственного контроля
(надзора) в сфере миграции в рамках применения режима высылки
должностные лица органа внутренних дел обязаны:
соблюдать права и законные интересы контролируемого лица,
не допускать причинение вреда контролируемому лицу и иным лицам
неправомерными решениями и действиями (бездействием);
использовать информацию, полученную при осуществлении контроля, в
соответствии с законодательством Российской Федерации исключительно для
выполнения возложенных на органы внутренних дел задач и функций;
информировать контролируемое лицо о его правах
и обязанностях;
при применении мер федерального государственного контроля (надзора)
в рамках применения режима высылки учитывать требования
к их законности, обоснованности, достаточности и эффективности;
исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством
Российской Федерации.
6.3. Должностные лица органа внутренних дел, имеющие специальные
звания полиции, при проведении федерального государственного контроля
(надзора) в сфере миграции в рамках применения режима высылки также
исполняют обязанности и пользуются правами, предусмотренными
Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. No 3ФЗ «О полиции»1.
7. Федеральным законом устанавливаются отдельные ограничения прав и
свобод иностранных граждан2.
В качестве таких ограничений предусматриваются следующие запреты:
изменять место жительства или место пребывания в Российской
Федерации без разрешения органа внутренних дел;
выезжать за пределы территории субъекта Российской Федерации,
муниципального образования, в котором контролируемое лицо проживает
(пребывает);
приобретать или отчуждать недвижимое имущество, транспортные
средства и самоходные машины, регистрировать в государственных органах
данное имущество;
заключать брак;
учреждать юридическое лицо, регистрироваться в качестве
индивидуального предпринимателя;
открывать банковский счет и осуществлять иные банковские
операции, за исключением переводов денежных средств в целях уплаты
обязательных платежей, установленных законодательством Российской
1 Пункт 9 статьи 11 и статья 14 Федерального закона.
2 Пункт 9 статьи 11 Федерального закона.

6
Федерации, а также переводов денежных средств на счет контролируемого лица
и выдачи наличных денежных средств контролируемому лицу в сумме не более
30 тысяч рублей в месяц.
Кроме того, Федеральным законом предусматриваются ограничение на
пользование иностранным гражданином правом на управление
транспортными средствами и отказ в допуске к сдаче экзаменов на право
управления транспортными средствами, в выдаче (замене, обмене) российского
национального или международного водительского удостоверения.
II. Федеральным законом вносится изменение в Федеральный закон
от 18 июля 2006 г. No 109ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и
лиц без гражданства в Российской Федерации», которым предусматривается
постановка временно пребывающего в Российской Федерации иностранного
гражданина на учет по месту пребывания на срок, заявленный в
уведомлении о прибытии, но не более, чем на 1 год1.
III. Корреспондирующие положениям Федерального закона изменения
вносятся в профильные законодательные акты Российской Федерации.
Справочно: изменения внесены в федеральные законы 2 декабря 1990 г.
No 395-1 «О банках и банковской деятельности», от 19 мая 1995 г. No 82ФЗ
«Об общественных объединениях», от 10 декабря 1995 г. No 196ФЗ
«О безопасности дорожного движения», от 12 января 1996 г. No 7ФЗ
«О некоммерческих организациях», от 15 августа 1996 г. No 114-ФЗ «О порядке
выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»,
от 26 сентября 1997 г. No 125ФЗ «О свободе совести и о религиозных
объединениях», от 15 ноября 1997 г. No 143ФЗ «Об актах гражданского
состояния», от 8 августа 2001 г. No 129ФЗ «О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 7 февраля 2011 г.
No 3ФЗ «О полиции», от 13 июля 2015 г. No 218ФЗ «О государственной
регистрации недвижимости», Семейный кодекс Российской Федерации2.


Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации